Воздействие талой, грунтовой влаги и атмосферных осадков оказывает негативное влияние на состояние дорожного покрытия. Жидкость, скапливающаяся в структуре полотна, со временем приводит к разрушению отдельных элементов многослойной структуры дороги или всей конструкции в целом. При замерзании вода увеличивает давление на дорожное покрытие или, проникая в мелкие трещины, расширяет их и вызывает более серьезные дефекты. Установка надежной гидроизоляции позволяет избежать всех этих проблем, предотвратить контакт влаги с поверхностью дороги.
Использование качественных материалов и соблюдение регламента технологии не только помогает обеспечить сохранность транспортных конструкций в регионах с различными, в том числе сложными, климатическими условиями, но и повышает устойчивость дороги к механическим воздействиям. Основательная дорожная гидроизоляция устойчива к температурным перепадам, значительным деформациям и другим воздействиям, благодаря чему покрытие становится практически неуязвимым для внешних факторов.
Важно строго соблюдать технологию применения выбранного гидрофобного решения, иначе желаемый эффект не будет достигнут.
Виды материалов для гидроизоляции дорог
Современные продукты, используемые в дорожном строительстве, должны соответствовать высоким требованиям, таким как низкая стоимость производства и наличие необходимых технических и эксплуатационных характеристик для обеспечения высокого качества и износостойкости дорожного покрытия. Наиболее распространенным связующим материалом в дорожно-строительной отрасли является нефтяной битум, который подвергается обработке на производстве для обеспечения необходимых свойств.Битумные материалы
Это наиболее распространенный вид гидроизоляционных материалов, используемых в дорожном строительстве. Битум обладает хорошими гидрофобными свойствами и обеспечивает надежную защиту дорожного полотна от проникновения влаги.Битумные вяжущие играют ключевую роль в объединении всех компонентов минеральных смесей в дорожном покрытии, обеспечивая его целостность, высокую прочность и долговечность.
Кроме того, эмульсии могут играть роль защитного слоя, когда наносятся на уже готовое дорожное покрытие в процессе поверхностной обработки. Покрытие, нанесенное тонким слоем, эффективно защищает асфальт, герметизирует мелкие трещины и обеспечивает гидроизоляцию основания.
Преимущества битумных материалов для асфальта
- Низкая вязкость. Благодаря своей жидкой консистенции, проникают даже в самые маленькие трещины и мельчайшие поры после распада, эффективно заполняя пустоты. Это делает их оптимальными для использования в дорожных ремонтных работах, при проливании щебня и решении ряда других задач.
- Стабильность. Относительно менее зависимы от погодных условий. Можно использовать при низких температурах и высокой влажности, так как их свойства позволяют обеспечить высокое качество работы даже в неблагоприятных климатических условиях.
- Высокая адгезионная способность. Характеризуются надежным сцеплением к различным типам материалов и поверхностей. Хорошо взаимодействуют как с кислыми, так и со щелочными минералами, а также с асфальтом, бетоном и металлическими поверхностями. Универсальность позволяет обеспечить высокое качество покрытий.
- Точность дозирования. Имеют высокую точность дозирования благодаря их маловязкой структуре и использованию специального оборудования (битумораспределителя). Легко распределить максимально тонким и равномерным слоем, что снижает общий расход вяжущего и делает процесс более экономичным.
- Эффективность и экономичность. Уменьшение трудозатрат на производство битума и подготовку его к использованию. Экономия энергоносителей из-за отсутствия необходимости нагревать материал перед использованием при выборе холодных составов.
- Безопасность для экологии. Минимальное количество вредных выбросов, способствующих сохранению благоприятной экологической обстановки. Составы относятся к категории малоопасных материалов, не представляющих угрозы для здоровья человека.
Недостатки нефтяных битумов как связующего материала для дорожного строительства
Одним из наиболее заметных является то, что на начальных стадиях разложения материал не способен противостоять внешним воздействиям, таким как эксплуатационные нагрузки или неблагоприятные климатические факторы. Необходимая устойчивость покрытий к внешним воздействиям достигается через определенный промежуток времени, продолжительность которого зависит от скорости разложения и формирования. Кроме того, к недостаткам нефтяных битумов относится их высокая вязкость в состоянии хранения, которая затрудняет процесс нанесения материала, ухудшает качество дорожного покрытия и ведет к нерационально высокому расходу связующего. Чтобы решить эту проблему, битум подвергают дополнительной обработке.Для снижения вязкости битума используются различные методы:
- Нагрев: повышение температуры смеси для получения горячего асфальтобетона.
- Добавление специальных растворителей для разжижения вяжущего.
- Эмульгирование: диспергирование в воде с использованием эмульгаторов.
Наименьшая вязкость достигается последним способом, когда нефтяной битум смешивается с водным раствором эмульгатора. Процесс создает так называемый жидкий битум, или битумную эмульсию.
Полимерно-битумные материалы
Обладают более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными составами. Более устойчивы к температурным воздействиям и обладают лучшей эластичностью.
Мастика дорожная полимерно-битумная МТТ
Геотекстиль
Используется в качестве основы для гидроизоляционных систем. Обеспечивает равномерное распределение нагрузки на дорожное полотно и предотвращает его деформацию.Мастики
Это продукты на основе битума, используемые для герметизации стыков и швов в дорожном полотне. Обеспечивают надежную защиту от проникновения влаги и предотвращают разрушение дорожного полотна.
Битумный праймер
Это специальный состав на основе битума для улучшения адгезии при строительстве. Применяется для различных поверхностей, включая металл, бетон, дерево, асфальт и т. д.В каких видах работ задействуют битумные материалы
Используются в различных видах дорожных работ благодаря их эксплуатационным характеристикам и преимуществам. Низкая вязкость составов позволяет использовать их для выполнения следующих задач:- Поверхностная обработка дорожного покрытия.
- Подгрунтовка основания дороги.
- Изготовление холодного асфальтобетона.
- Гидроизоляция дорожных конструкций.
- Ямочный ремонт.
Поверхностная обработка дорожных покрытий
При выполнении этой категории дорожных работ битумные эмульсии наиболее востребованы, так как могут быть нанесены очень тонким слоем. Обработка дорожного покрытия с использованием жидкого битума решает несколько задач, включая эффективную гидроизоляцию дорожного полотна, предотвращение образования пыли и заполнение мелких трещин связующим составом. Благодаря этим защитным свойствам, дорожное покрытие становится более долговечным и устойчивым к износу.
Мастика ХАМАСТ для создания для литой гидроизоляции асфальта
Подгрунтовка оснований дорог
Одним из ключевых факторов прочности и долговечности дорожных покрытий является надежное сцепление между основанием дороги и верхними слоями. Битумные эмульсии в качестве жидкого связующего, хорошо распределяясь по поверхности основания, обеспечивают надежное сцепление щебеночного слоя с последующими слоями.Изготовление холодных асфальтобетонов
Битумные эмульсии являются основным компонентом при производстве холодных асфальтовых смесей. Для получения таких смесей битумное вяжущее смешивается с различными минеральными заполнителями и, при необходимости, с дополнительными компонентами, которые придают смеси требуемые свойства. Использование холодных асфальтовых смесей в дорожном строительстве предпочтительнее, поскольку эта технология более эффективна по сравнению с укладкой асфальта с использованием горячих битумных смесей.Гидроизоляция дорожных сооружений
Помимо обслуживания полотна, битумные эмульсии также используются для гидроизоляции различных дорожных конструкций и нанесения антикоррозионной защиты. Примеры таких сооружений включают мосты, фундаменты, пожарные водоемы и многое другое.
Ямочный ремонт
Применяются при ямочном ремонте для подготовки холодных асфальтовых смесей и для выполнения работ по струйно-инъекционной технологии. В последнем случае битумные составы служат пропиткой и связующим для фракционных заполнителей, используемых для заделки выбоин. Технология ямочного ремонта отличается простотой выполнения и высокой скоростью выполнения работ, поэтому подходит для оперативного устранения дефектов.
Способы нанесения
Ручной
Самый простой способ растопить битум - это нагреть его в бочках на открытом огне. После того, как состав размягчится, рекомендуется начать перемешивание, чтобы предотвратить выгорание и разложение. Шипение и образование пены при нагреве являются естественными процессами. Когда битум полностью расплавлен, его поверхность становится гладкой и блестящей, он отражает падающий на него свет подобно зеркалу.Появление резкого запаха и задымления воздуха является признаком начала разложения. Дым приобретает желто-зеленый оттенок и становится очень едким. Перегрев битума для гидроизоляционных слоев недопустим, так как после остывания он может потрескаться. Важно иметь под рукой лист фанеры или подобный материал, так как если битум загорится, то накрыв горловину бака этим листом можно перекрыть доступ кислорода, что приведет к быстрому погашению пламени.
Специальное оборудование
Битумные эмульсии подаются и равномерно распределяются с необходимой производительностью при обработке с использованием специального оборудования - гудронаторов.Прицепные гудронаторы
Машины имеют большие размеры и могут вмещать большое количество битумных материалов. Полезны при масштабных работах, например, когда требуется выполнить поверхностную обработку дорожного покрытия на большом участке.Мобильные гудронаторы
Удобные и компактные устройства просты в использовании и могут быть либо полностью ручными гудронаторами, либо мобильными устройствами, которые вместе с емкостью для вяжущего вещества размещаются на колесной платформе.Битумный праймер в дорожном строительстве
Праймер битумный для гидроизоляции
Преимущества использования битумного праймера:
- Улучшает сцепление между строительными материалами.
- Защищает поверхность от коррозии и воздействия влаги.
- Прост в использовании: легко наносится и обрабатывается.
- Подходит для различных типов поверхностей.
- Увеличивает прочность строительных конструкций.
- Сокращает затраты на строительство.
Битумный праймер отлично подходит для использования в строительстве и ремонте автомобильных дорог благодаря своим преимуществам. Прежде всего, у него отличные адгезионные свойства, позволяющие ему надежно сцепляться с поверхностями различных материалов, включая бетон, металл, дерево и асфальт. Качественный битумный праймер обладает также высокой гидроизоляцией, что делает его оптимальным выбором для защиты дорожных покрытий от воды и других агрессивных факторов окружающей среды.
Применение
Процесс строительства или ремонта автомобильной дороги с использованием битумного праймера состоит из следующих этапов:- Подготовительные работы: удаление мусора и старого покрытия, ремонт трещин, выравнивание поверхности.
- Приготовление праймера: разведение битумной смеси и нанесение ее на поверхность дороги при помощи специального оборудования или вручную, используя распылитель.
- Сушка праймера: после нанесения необходимо дать смеси высохнуть и впитаться, время сушки зависит от погодных условий и составляет от нескольких часов до дней.
- Укладка асфальта: после полного высыхания праймера наносится асфальтное покрытие. Битумная смесь улучшает сцепление слоев асфальта и снижает вероятность появления трещин и неровностей.
- Уплотнение асфальта: после укладки и выравнивания асфальтового слоя проводится его уплотнение для предотвращения возможных деформаций и образования выбоин в дальнейшем.
Как определить качественный битум
Искусственный
Искусственный битум создается из гудрона, остаточного продукта крекинга нефти. Гудрон - нефтяной остаток, полученный после отделения газов и жидкостей различной степени густоты при комнатной температуре - подвергается одной из трех процедур: осаждение тяжелых фракций нефтяных остатков при пониженном давлении (вакууме), окисление гудрона путем его нагрева до 200 °C и продувки воздухом, использование дистиллята при смешанном составе гудрона.Полученный таким образом битум классифицируется и поставляется в виде брикетов для укладки в штабели при хранении при небольших температурах.
Разновидности
При идентификации типа или разновидности битумного материала учитываются следующие параметры.- Плотность или удельный вес битумного материала составляет 950-1500 килограмм на кубический метр (кг/м³). Битумный куб не должен превышать максимальный вес, т.е. наличие камней или другого мусора может вызвать подозрения. Не все битумные материалы легче воды. Объемный вес, то есть масса одного кубического метра, определяется спецификой конкретной марки данного строительного материала.
- Температура размягчения битума варьируется в зависимости от марки. Этот показатель определяет температуру, при которой битум становится достаточно жидким, чтобы течь как сироп. Однако, если расплавленный битум, независимо от его марки, охладить ниже 80°C, можно гарантированно получить среду с консистенцией деревенской сметаны, которая не может быть вылита.
Медленногустеющий нефтяной дорожный битум МГ
Каждая разновидность и марка битумных материалов определяет конкретную сферу его применения. Например, битумный материал, используемый для производства толи (рубероида), может вызвать затруднения при использовании в дорожном строительстве - асфальт может быстро треснуть на морозе или размягчиться и сдвинуться на жаре, искажая дорожное покрытие и создавая волны на его поверхности.
Природный
Натуральный битумный состав образуется из горючих полезных ископаемых, таких как природные реагенты. Натуральный битум является продуктом переработки нефти в результате естественных процессов. Образуется, когда месторождение подвергается определенным изменениям, например, в результате окисления при взаимодействии с окружающими его минералами или в случае проникновения в естественный резервуар нефти бактерий-экстремалов, способных изменить структуру нефтяных фракций. Для доступа к природному битуму создаются шахты или карьерные разработки.Натуральный битум, асфальт естественного происхождения и озокерит с мальтами, являются производными от горючих полезных ископаемых.
Асфальтовый порошок
Образуется в горных породах и имеет структуру, схожую с известняком. При переработке асфальтового порошка необходимые реагенты извлекаются при температурах, отличных от комнатной.Гудронный битум
Гудронные фракции битума определяются по процентному содержанию в ходе химического анализа мазута - остатка после испарения газов и жидкостей, присутствующих в составе нефти. Гудронные битумные составы являются важными компонентами теплого и горячего асфальтовых растворов, которые необходимы для прокладки (или ремонта) дорог. Прочие разновидности битумных строительных материалов получают из гудронного битума.Остальные
Например, холодный состав содержит дополнительные полимерные компоненты, такие как резиновая крошка, пластмассы, которые улучшают его характеристики, углеродно-органические разбавители. Размягченный кусок битума, используемый для асфальта или производства толи, разводится уайт-спиритом, образуя битумную краску, обеспечивающую лучшую гидроизоляцию стен, чем масляная краска. Однако использование уайт-спирита в качестве разбавителя для присадок в холодном битуме не ограничивается.
Мастика резино-битумная вяжущая РБВ 25-35-50 для заделки швов дорожных и аэродромных покрытий
Битум после окончания срока службы осыпается и подвергается переработке с получением летучих углеводородных соединений. Также его можно загрузить вместе с дровами в пиролизную печь, что позволяет получить большое количество тепловой энергии, которая находит свое применение, например, на теплоэлектростанциях и котельных.
Варианты материалов
Битумы БНД обладает пластичностью, хорошей адгезией и устойчивостью к замерзанию, что делает его востребованным материалом для гидроизоляции дорог и дорожного строительства, а также зданий, сооружений и других объектов. Обладают высокой прочностью и долговечностью.Нефтяной дорожный битум (БНД) является наиболее доступным материалом. Покрытие кровли и гидроизоляция стен и фундаментов обеспечивают надежную защиту зданий от воздействия влаги, сырости и атмосферных осадков. Также используется для производства толя и гидростеклоизола - материалов, которые обладают высокими гидроизоляционными свойствами.
Мастики на основе битумно-каучуковой смеси, латекса, уретана и акрила используются в качестве гидроизоляционного кровельного материала, обеспечивая полную герметичность и защиту от протечек в крышах и перекрытиях.